Театр кукол

Реконструкция кукольного театра по ул. Ленина, 56 в г.Бресте.

Заказчиком строительства выступает КУП «БрестоблУКС», генеральным подрядчиком — ОАО «Строительный трест № 8».

Срок строительства: июнь 2010 — декабрь 2018.

Как будет выглядеть после реконструкции брестский театр кукол?

Честно говоря, пока с трудом верится, что Брест станет обладателем подобного здания. Еще труднее представить, что это впечатляющее сооружение уместится на небольшом, ну просто микроскопическом пятачке у пересечения улиц Ленина и Буденного. Тем не менее, это так. И сегодня мы беседуем с человеком, который уже освоил это пространство и может во всех подробностях рассказать про сцену и закулисье, про способ доставки декораций и даже про количество мест в театральном кафе.

Наш гид по не существующему пока Дому сказки – архитектор Валерий Кескевич, автор проекта реконструкции Брестского театра кукол, лауреат Государственной премии РБ , международного конкурса ЮНЕСКО «Жилище будущего», спецпремии президента РБ.

Экскурс в историю

– Валерий Георгиевич, а ведь раньше можно было видеть макет совершенно иного здания, более традиционного.

– Проектом реконструкции театра кукол я занимаюсь уже около пятнадцати лет. За это время рождались разные концептуальные идеи. Все зависело от того, насколько нам давали возможность развернуться. Вообще, идеальным вариантом для архитектора было бы возведение нового театра в чистом поле, чтобы ничто не ограничивало замысел. Но поскольку решено, что театр должен остаться на старом месте, то следовало действовать с учетом существующей застройки.

Вначале свободы для творческого маневра не просматривалось. Ничего не разрешалось сносить. В таких условиях задача сводилась к реконструкции старого здания и возведению небольшой пристройки справа. Поэтому раньше вы видели проект совершенно другого объекта, в котором отсутствовал главный вход.

К сегодняшнему дню ситуация изменилась. Дом на углу улиц Ленина и Буденного настолько обветшал, что городские власти разрешили его снести. Это несколько развязало руки. Возникла новая концепция. Появилась возможность построить театр, который смотрит на несколько лет вперед. Его символом может считаться угловая стела – художественное воплощение идеи творческой устремленности.

Стела? Башня? Теремок?

То, что Валерий Георгиевич называет стелой, безусловно, станет главной визуальной изюминкой фасада. Стеклянная, обрамленная полированным гранитом «в полосочку», она дает большой простор для воображения. Например, директор театра кукол Михаил Шавель называет этот элемент пирамидой. Иные из театралов (проект преображенного театра они могли видеть на обложке буклета, посвященного 45-летию Брестского театра кукол) решили, что это и есть та самая «Белая Вежа», давшая название ежегодному международному фестивалю. Детворе это сооружение напоминает «елочку». А если учесть, что внутреннее подсвеченное пространство треугольника будет населено куклами из поставленных спектаклей, то и вовсе напрашивается сравнение со сказочным теремком.

Фронтальный рисунок не дает представления еще об одной особенности треугольной башни. Она – наклонная, или, как говорит архитектор, падающая. Валерию Кескевичу очень хочется обыграть эту конструктивную особенность. Например, повесить маятник Фуко или маятник часов (на башне будет помещен большой циферблат со стрелками). Кстати, дизайн часов и внутреннего пространства стелы поручено разработать нашему знаменитому земляку художнику Павлу Татарникову.

Площадь под козырьком

Продолжим воображаемое путешествие по не существующему пока театру. Полюбовавшись стелой, ступаем на площадь перед входом. А вот здесь архитектор решил с нами поиграть. Не правда ли, кажется, что парадный подъезд находится далеко в глубине? На самом деле до него всего лишь 15-17 метров. Искусственную перспективу, зрительно удлиняющую пространство, создают сужающиеся ступеньки, наклон крыши, особая конфигурация боковых стен. Эти стены словно улыбаются и озорно подмигивают нам треугольничками окон, напоминая стеклышки из детского калейдоскопа.

Слева от входа будет зеленеть лужайка. Справа – журчать искусственный ручей, где благодаря легкому бризу (тоже искусственному) будет создаваться рябь на воде.

Вы еще не вошли в театр, а уже укрыты от снега и дождя. Ведь над малой театральной площадью нависает прозрачный козырек. С фонарями на металлических рамах он очень напоминает сценический потолок-колосник. И вместе со стелой, населенной сказочными персонажами, создает ощущение, что спектакль начинается еще на улице.

Сам вход в театр представляет собой трехъярусный «средневековый» портал. В его проемах в определенное время будут показываться зазывалы и приглашать прохожих на представления.

Сердце театра – сцена

Но фасад и даже здание целиком – не главное в театре кукол. Это только футляр, в котором спрятана главная ценность – сцена. Не случайно ее называют сердцем театра. Именно здесь происходит то, ради чего люди спешат в зрительные залы, именно здесь творится волшебство.

Прежняя сцена – маленькая, без механизмов, без закулисной части – не позволяла воплощать многие замыслы. Теперь же творческий диапазон режиссеров расширится.

Валерий Кескевич признается, что именно расположение сцены, взаимоувязанность ее со зрительными залами и вспомогательными помещениями была тем крепким орешком, над которым пришлось поломать голову. И лишь когда сценическая коробка была «посажена», все стало на свои места.

– Устроить трехчастную классическую структуру: авансцена, сцена и арьерсцена плюс два кармана (пространство для размещения дополнительных декораций) – нам из-за ограниченного пространства не удалось, – рассказывает Валерий Георгиевич. – Тем не менее, на мой взгляд, найдено прогрессивное и красивое решение. Два зала – большой (200 мест) и малый (70 мест) – смотрят друг на друга через общую для них сцену с одним карманом. Сцена станет подъемно-опускной и будет располагать пятью планами, то есть плоскостями, которые смогут подниматься выше сцены и выстраиваться там, например, каскадом, затем опускаться вниз, в трюм. Режиссер-постановщик получает массу дополнительных возможностей для реализации самых смелых идей.

Залы-амфитеатры спроектированы так, чтобы создать хорошую видимость с любого места. Валерий Георгиевич говорит: «Будете сидеть практически на сцене!»

Появятся ложи на уровне первого и второго этажей. Правда, во время кукольных представлений будут работать лишь ложи первого этажа. Расположенные выше предназначены для просмотра спектаклей, в которых заняты актеры, а не куклы. Ведь, получив в свое распоряжение сцену, подобных которой в Бресте нет, театр кукол будет предоставлять площадку и для зрелищ, не связанных с кукольным искусством.

Комфортно будет всем

По сути дела, театр кукол станет многофункциональным культурным центром. Даже прогулка по нему может превратиться в один из видов досуга горожан. К услугам посетителей – музей театра, зимний сад, бар, буфет и кафе. На втором этаже будет зона, которую Валерий Кескевич полушутливо называет гламурной. В большом вестибюле могут проходить презентации, фуршеты, церемонии награждения. Отдельные помещения отведены под репетиционный зал и работу двух театральных студий. Не говорим уже о том, что все технические службы театра получат достойные апартаменты.

Уйдут в прошлое жалобы кукольников на то, что из-за тесноты они не имеют возможности проводить полноценные новогодние утренники для детворы.

Валерий Георгиевич показывает на чертеже:

– Вот место для установки 10-метровой елки.

Что немаловажно, для людей с ограниченными физическими возможностями запроектированы пандусы и лифты.

Не забыты и актеры. Сегодня они размещаются в четырех тесных комнатках без водоснабжения. После реконструкции кукольники станут хозяевами 12 гримуборных. В каждой – свой туалет, душ и умывальник. Сегодня о таких условиях они могут только мечтать.

Старое здание сохранят

А как же старое здание – хорошо знакомый не одному поколению брестчан «кубик» с силуэтом аистенка? Построенный в 30-х годах прошлого века в стиле польского модернизма, он не исчезнет, а войдет в состав нового сооружения и таким образом будет сохранен как образец архитектурного наследия. Единственное изменение, которое он претерпит, – это утепление. Облик и колористика останутся прежними.

Ну а в завершение нашей экскурсии напомним читателям, что проект реконструкции театра кукол в г. Бресте получил высокую оценку Международного жюри XIV Республиканского конкурса лучших архитектурных произведений 2008-2009 годов. Его автор, брестский зодчий Валерий Кескевич (ОАО «Брестпроект»), удостоен медали и диплома первой степени в номинации «Реконструкция».

P.S. Заказчиком строительства выступает КУП «БрестоблУКС», генеральным подрядчиком – стройтрест № 8.